Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

боккаччо джованни

Энциклопедический словарь

Бокка́ччо Джованни (Boccaccio) (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубл. в 1472), пасторали, сонеты. Ренессансный гуманистический идеал, тип нового героя - «естественного человека», гармоничного и прекрасного от природы, культ чувственности (признание «прав природы» в человеке) в книге новелл «Декамерон» (1350-53, опубл. в 1470). Проникнутая духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, она представляет не только многоцветную панораму итальянских нравов («плебейский мир»), но и концепцию социальной этики нового общества. Сатирическая поэма «Ворон» (1354-55, опубл. В 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (около 1360, опубл. в 1477).

* * *

БОККАЧЧО Джованни - БОККА́ЧЧО (Boccaccio) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).

* * *

БОККА́ЧЧО (Вoccaccio) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.

Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.

С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто (см. ДЖОТТО), Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский (см. ВАРЛААМ из Калабрии); королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)) Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: «Охота Дианы» - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, «Филострато» (1338) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, «Тесеида» (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом «вольгаре» и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.

В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354, 1365), Венецию (1367, 1368). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.

В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: «Фьяметта» (1343), «Декамерон» (1348-1353), а также поэтический цикл «Фьезоланские нимфы» (1345). Литературный шедевр Боккаччо «Декамерон» стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. «Декамерон» представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы («черной смерти (см. ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ)»), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.

С 1340-х Боккаччо работал над «Генеалогией языческих богов» (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой (см. ПЕТРАРКА Франческо), ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором «Илиады» и «Одиссеи», но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.

В последний период жизни наряду с продолжением работы над «Генеалогией языческих богов» (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет «Комментарии к Божественной комедии» (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, «Похвальное слово Данте» (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском «Буколическую поэму» (подражание Вергилию), трактаты «О несчастьях знаменитых людей» и «О знаменитых женщинах» (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма (см. ГЕДОНИЗМ), таким как «Охота Дианы» и др.

В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, Леонардо Бруни (см. БРУНИ Леонардо). Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора «Декамерона» и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как «мужа безупречной чистоты веры и нравов».

Энциклопедия Кольера

БОККАЧЧО Джованни (Boccaccio, Giovanni)

(1313-1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой. Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал "грамматику" (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с "арифметикой" - искусством вести счета. В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание. Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309-1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д'Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет - одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ из рукописной Тесеиды Боккаччо.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ из рукописной Тесеиды Боккаччо.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах. Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды - к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio, 1355) - шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за "греховный" тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо. В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375. Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone, 1348-1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L'Ameto, 1342), сатиру Ворон, биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante, 1360-1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии, четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги. Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato, 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды, около 2700 строк которой - почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida, 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах. В 1344-1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения. Романы Филоколо (Filocolo, 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L'Elegia di madonna Fiammetta, 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор. Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc.), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы. Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие - их было большинство - сделали жизненным принципом "carpe diem" - "лови мгновенье". К ним относился и Боккаччо. Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche) и Похождения сицилийца (L'Avventuroso Ciciliano), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение. Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи - осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гете, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

ЛИТЕРАТУРА

Шкловский В.Б. На пути к созданию характера как нового единства. - В кн.: Шкловский В.Б. Повести о прозе, т. 1. М., 1966 Боккаччо Дж. Амето: Комедия флорентийских нимф; Фьямметта. М., 1972 Боккаччо Дж. Стихи. - В кн.: Европейские поэты Возрождения. М., 1974 Хлодовский Р.Н. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982 Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983 Боккаччо Дж. Декамерон. М., 1997.

Полезные сервисы